Кто оплатит установку счетчиков?
11 февраля 2013г. 16:46
Общество
Областные и городские власти ставят задачу за полгода оснастить все дома в Липецке общедомовыми приборами учета. Но за чей счёт это будет сделано, и какая предстоит работа? Об этом в интервью с заместителем главного инженера ОАО «ЛГЭК» Виктором Масликовым.
- Начнем с того, что городские власти такую задачу ставят не просто так. Во-первых, оснащение общедомовыми приборами учета – это требование Федерального Закона № 261 «Об энергосбережении…». Во-вторых, установка приборов учета позволит собственникам жилья рассчитываться не по нормативам, а за фактически потребленные энергоресурсы. И на основе показаний приборов можно оценивать, где и по какому ресурсу происходит перерасход и принимать соответствующие меры.
- Например?
- Например, стоят рядом два одинаковых дома. У одного дома потребление тепловой энергии по счетчику значительно выше, чем у другого. Значит, надо проверять регулировку системы отопления, все ли окна в подъезде закрыты, закрывается ли входная дверь и т.д. То есть надо искать причину, которая, зачастую, лежит на поверхности.
Но в целом, работа по оснащению общедомовыми приборами учета предстоит большая, том числе и для ЛГЭК. В настоящее время среди наших потребителей не оснащены общедомовыми приборами учета по холодной воде – 894 многоквартирных дома, по электроэнергии – 436 домов.
- А по тепловой энергии?
- По тепловой энергии закон об «Энергосбережении» обязывает ресурсоснабжающие организации, то есть ЛГЭК, устанавливать приборы учета только на домах с нагрузкой свыше 0,2 Гкал/час. Таких «неоприборенных» домов у нас - 141. Естественно, кроме них, имеются и дома с нагрузкой менее 0,2 Гкал/час, где устанавливать приборы учёта тепловой энергии мы не обязаны. Но на таких домах, а их у нас - 509, мы будем устанавливать общедомовые приборы по горячей воде.
Кроме того, все должны знать, что согласно Приказу Минрегиона № 627 от 29.12.2011г. ЛГЭК будет устанавливать общедомовые приборы учета только при наличии технической возможности.
- Что это значит?
- Техническая возможность отсутствует, если необходима реконструкция, новое строительство или ремонт инженерных сетей внутри дома, если нет свободного доступа для обслуживания прибора, снятия показаний и т.д. Все критерии по данному вопросу чётко прописаны в Приказе Минрегиона № 627. По тепловым счётчикам, например, есть требования по прямым участкам до и после прибора, но немало случаев, когда само помещение или расположение оборудования внутри элеваторного узла может не давать этих прямых участков. Одно дело – передвинуть задвижку на 20 сантиметров в сторону – это мы будем делать в рамках установки. Но если необходимо двигать весь элеваторный узел с переврезкой теплообменников, то это будет уже реконструкция, и по Приказу № 627 означает, что для установки счётчика нет технической возможности.
В старых домах барачного типа, зачастую, просто нет места для установки прибора учёта холодной воды. Конечно, можно построить рядом будку, подвести к ней отопление (чтобы зимой прибор учета не разморозило), но на это потребуется дополнительно не одна сотня тысяч рублей. Поэтому мы предполагаем, что в ходе обследования из 894 домов, которые сейчас находятся без счётчиков по холодной воде, как минимум, 200 домов выйдут из сферы наших действий по оприбориванию. Окончательное обследование также покажет, сколько домов не попадёт к нам в работу по учёту электроэнергии, тепла и горячей воды.
Однако мы уже заключили договор с подрядной организацией на установку в 189 домах общедомовых приборов учёта электроэнергии и в 128 домах приборов учета тепловой энергии. В ближайшее время проводим тендер для установки ещё в 247 домах счётчиков электроэнергии, а также на установку общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии.
- Выходит, ваша компания выступает в роли посредника?
- Предпринимать действия по установке общедомовых приборов учёта нас обязывает Закон № 261 «Об энергосбережении». До 1 июля 2012 года это должны были сделать сами жильцы, поскольку они являются совместными собственниками дома, в котором проживают. Там, где это не сделано, закон обязывает заниматься этим энергоснабжающие организации, в том числе и ЛГЭК. И теперь мы должны оприборить дома, попадающие под Приказ Минрегиона № 627, а жители обязаны возместить нам затраты.
Объём работ предстоит большой, и у нас нет возможности выполнить его своими силами. Поэтому мы вынуждены на конкурсной основе привлекать подрядчиков. Лично я не вижу в этом ничего плохого. На Западе это широко практикуется, называется – аутсорсинг, когда работа по договору передаётся другой организации, которая на этом специализируется.
- Могут ли жители, минуя ЛГЭК, напрямую обратиться к таким специалистам?
- Конечно, могут.
- А каков вообще порядок установки приборов учёта? И как будет производиться оплата?
- Есть два варианта решения этого вопроса. Первый (и для нас более желательный) - это когда жители сами изъявляют желание установить общедомовой прибор учёта. Этого требует не только закон. Платить по нормативам стало невыгодно. Поэтому в таком случае жители собирают собрание, закрепляют своё решение протоколом, потом обращаются в ЛГЭК. Как только мы смонтировали, подписали акт выполненных работ, установленный прибор становится собственностью жильцов, которые компенсируют нам его стоимость и установку.
При втором варианте жители в организационной части не делают ничего, и это, вероятно, будет происходить в 99 случаях из 100. Управляющая компания, как организация обслуживающая какой-то дом, обеспечивает нам доступ в него, мы делаем осмотр, составляем совместный акт о наличии технической возможности, потом подрядная организация делает техпроект, заходит в дом и монтирует общедомовой прибор. Мы оплачиваем работу подрядчика, а жителям в квитанциях будет выставляться оплата за установку данного прибора с рассрочкой платежей на 5 лет. Но они могут оплатить это и сразу.
- Начнем с того, что городские власти такую задачу ставят не просто так. Во-первых, оснащение общедомовыми приборами учета – это требование Федерального Закона № 261 «Об энергосбережении…». Во-вторых, установка приборов учета позволит собственникам жилья рассчитываться не по нормативам, а за фактически потребленные энергоресурсы. И на основе показаний приборов можно оценивать, где и по какому ресурсу происходит перерасход и принимать соответствующие меры.
- Например?
- Например, стоят рядом два одинаковых дома. У одного дома потребление тепловой энергии по счетчику значительно выше, чем у другого. Значит, надо проверять регулировку системы отопления, все ли окна в подъезде закрыты, закрывается ли входная дверь и т.д. То есть надо искать причину, которая, зачастую, лежит на поверхности.
Но в целом, работа по оснащению общедомовыми приборами учета предстоит большая, том числе и для ЛГЭК. В настоящее время среди наших потребителей не оснащены общедомовыми приборами учета по холодной воде – 894 многоквартирных дома, по электроэнергии – 436 домов.
- А по тепловой энергии?
- По тепловой энергии закон об «Энергосбережении» обязывает ресурсоснабжающие организации, то есть ЛГЭК, устанавливать приборы учета только на домах с нагрузкой свыше 0,2 Гкал/час. Таких «неоприборенных» домов у нас - 141. Естественно, кроме них, имеются и дома с нагрузкой менее 0,2 Гкал/час, где устанавливать приборы учёта тепловой энергии мы не обязаны. Но на таких домах, а их у нас - 509, мы будем устанавливать общедомовые приборы по горячей воде.
Кроме того, все должны знать, что согласно Приказу Минрегиона № 627 от 29.12.2011г. ЛГЭК будет устанавливать общедомовые приборы учета только при наличии технической возможности.
- Что это значит?
- Техническая возможность отсутствует, если необходима реконструкция, новое строительство или ремонт инженерных сетей внутри дома, если нет свободного доступа для обслуживания прибора, снятия показаний и т.д. Все критерии по данному вопросу чётко прописаны в Приказе Минрегиона № 627. По тепловым счётчикам, например, есть требования по прямым участкам до и после прибора, но немало случаев, когда само помещение или расположение оборудования внутри элеваторного узла может не давать этих прямых участков. Одно дело – передвинуть задвижку на 20 сантиметров в сторону – это мы будем делать в рамках установки. Но если необходимо двигать весь элеваторный узел с переврезкой теплообменников, то это будет уже реконструкция, и по Приказу № 627 означает, что для установки счётчика нет технической возможности.
В старых домах барачного типа, зачастую, просто нет места для установки прибора учёта холодной воды. Конечно, можно построить рядом будку, подвести к ней отопление (чтобы зимой прибор учета не разморозило), но на это потребуется дополнительно не одна сотня тысяч рублей. Поэтому мы предполагаем, что в ходе обследования из 894 домов, которые сейчас находятся без счётчиков по холодной воде, как минимум, 200 домов выйдут из сферы наших действий по оприбориванию. Окончательное обследование также покажет, сколько домов не попадёт к нам в работу по учёту электроэнергии, тепла и горячей воды.
Однако мы уже заключили договор с подрядной организацией на установку в 189 домах общедомовых приборов учёта электроэнергии и в 128 домах приборов учета тепловой энергии. В ближайшее время проводим тендер для установки ещё в 247 домах счётчиков электроэнергии, а также на установку общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии.
- Выходит, ваша компания выступает в роли посредника?
- Предпринимать действия по установке общедомовых приборов учёта нас обязывает Закон № 261 «Об энергосбережении». До 1 июля 2012 года это должны были сделать сами жильцы, поскольку они являются совместными собственниками дома, в котором проживают. Там, где это не сделано, закон обязывает заниматься этим энергоснабжающие организации, в том числе и ЛГЭК. И теперь мы должны оприборить дома, попадающие под Приказ Минрегиона № 627, а жители обязаны возместить нам затраты.
Объём работ предстоит большой, и у нас нет возможности выполнить его своими силами. Поэтому мы вынуждены на конкурсной основе привлекать подрядчиков. Лично я не вижу в этом ничего плохого. На Западе это широко практикуется, называется – аутсорсинг, когда работа по договору передаётся другой организации, которая на этом специализируется.
- Могут ли жители, минуя ЛГЭК, напрямую обратиться к таким специалистам?
- Конечно, могут.
- А каков вообще порядок установки приборов учёта? И как будет производиться оплата?
- Есть два варианта решения этого вопроса. Первый (и для нас более желательный) - это когда жители сами изъявляют желание установить общедомовой прибор учёта. Этого требует не только закон. Платить по нормативам стало невыгодно. Поэтому в таком случае жители собирают собрание, закрепляют своё решение протоколом, потом обращаются в ЛГЭК. Как только мы смонтировали, подписали акт выполненных работ, установленный прибор становится собственностью жильцов, которые компенсируют нам его стоимость и установку.
При втором варианте жители в организационной части не делают ничего, и это, вероятно, будет происходить в 99 случаях из 100. Управляющая компания, как организация обслуживающая какой-то дом, обеспечивает нам доступ в него, мы делаем осмотр, составляем совместный акт о наличии технической возможности, потом подрядная организация делает техпроект, заходит в дом и монтирует общедомовой прибор. Мы оплачиваем работу подрядчика, а жителям в квитанциях будет выставляться оплата за установку данного прибора с рассрочкой платежей на 5 лет. Но они могут оплатить это и сразу.
Количество показов: 1851
Источник: пресс-служба ОАО "ЛГЭК"