Вступил в силу подзаконный акт ФЗ «О специальной оценке условий труда»
17 мая 2014г. 09:51
Общество
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 1 января 2014 г. В документе устанавливается, что специальная оценка условий труда (СОУТ) - это комплекс мероприятий по выявлению потенциально вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса. Проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателей.
Спецоценка начинается с этого года и будет отныне проводиться постоянно, то есть не реже одного раза в пять лет. До сих пор требовалось аттестовать каждое рабочее место по полной программе, с обследованием, исследованием, измерением и оценкой. Сейчас процедура упрощена. Спецоценка делится на два этапа. Сначала выясняется, есть ли вредность на рабочем месте. Если эксперт на первом этапе определил, что вредных факторов нет, работники продолжают спокойно трудиться. Если вредных факторов не выявлено, условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми, и работодатель составляет декларацию соответствия рабочих мест. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же, при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Но могут выявиться и потенциально вредные факторы, такие как микроклимат, недостаточная или неправильная освещенность, повышенные электромагнитные поля и так далее. Если вредность определена, спецоценка продолжается и дальше идут измерения, которые этот вредный или опасный производственный фактор определяют. То есть для работодателя процедура значительно упростилась.
Спецоценка проводится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда. Указанная Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» и прошла государственную регистрацию в Минюсте России 21.03.2014 под № 31689.
В Методике приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Отныне четко расписаны права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.
В частности, работник вправе:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Работника обязаны письменно, под роспись познакомить с результатами спецоценки. Он должен знать, есть вредный фактор на его рабочем месте или нет. Будет ему по-прежнему идти стаж на льготных условиях или он его потеряет. Ну, а дальше он уже решает, продолжать работать на старом месте на новых условиях или переходить на другое место, где вредный фактор сохранен.
Результаты спецоценки влияют на объем выплат работникам и их соцгарантии. Если есть вредный фактор – это означает сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск, повышенную зарплату для работника. Это было всегда. Но, кроме того, после изменения пенсионного законодательства уровень вредности на производстве четко увязан с дополнительным страховым тарифом. То есть количество вредных рабочих мест влияет на размер дополнительных взносов в Пенсионный фонд. Работодатели будут платить сверх обычного тарифа от двух до восьми процентов. В такой системе работодатель четко заинтересован улучшать условия производства, сокращать вредные рабочие места. Если работодатель хочет избавиться от этого дополнительного тарифа или снизить его, он сам заинтересован в проведении спецоценки с тем, чтобы убедиться, что вредный и опасный производственный фактор минимизирован или вовсе исчез. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ.
В соответствии с ч.4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Допустим, если аттестация была в конце 2013 года, тогда спецоценку нужно будет проводить только в 2018 году. Это так называемый переходный период.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Спецоценка начинается с этого года и будет отныне проводиться постоянно, то есть не реже одного раза в пять лет. До сих пор требовалось аттестовать каждое рабочее место по полной программе, с обследованием, исследованием, измерением и оценкой. Сейчас процедура упрощена. Спецоценка делится на два этапа. Сначала выясняется, есть ли вредность на рабочем месте. Если эксперт на первом этапе определил, что вредных факторов нет, работники продолжают спокойно трудиться. Если вредных факторов не выявлено, условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми, и работодатель составляет декларацию соответствия рабочих мест. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же, при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Но могут выявиться и потенциально вредные факторы, такие как микроклимат, недостаточная или неправильная освещенность, повышенные электромагнитные поля и так далее. Если вредность определена, спецоценка продолжается и дальше идут измерения, которые этот вредный или опасный производственный фактор определяют. То есть для работодателя процедура значительно упростилась.
Спецоценка проводится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда. Указанная Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» и прошла государственную регистрацию в Минюсте России 21.03.2014 под № 31689.
В Методике приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Отныне четко расписаны права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.
В частности, работник вправе:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Работника обязаны письменно, под роспись познакомить с результатами спецоценки. Он должен знать, есть вредный фактор на его рабочем месте или нет. Будет ему по-прежнему идти стаж на льготных условиях или он его потеряет. Ну, а дальше он уже решает, продолжать работать на старом месте на новых условиях или переходить на другое место, где вредный фактор сохранен.
Результаты спецоценки влияют на объем выплат работникам и их соцгарантии. Если есть вредный фактор – это означает сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск, повышенную зарплату для работника. Это было всегда. Но, кроме того, после изменения пенсионного законодательства уровень вредности на производстве четко увязан с дополнительным страховым тарифом. То есть количество вредных рабочих мест влияет на размер дополнительных взносов в Пенсионный фонд. Работодатели будут платить сверх обычного тарифа от двух до восьми процентов. В такой системе работодатель четко заинтересован улучшать условия производства, сокращать вредные рабочие места. Если работодатель хочет избавиться от этого дополнительного тарифа или снизить его, он сам заинтересован в проведении спецоценки с тем, чтобы убедиться, что вредный и опасный производственный фактор минимизирован или вовсе исчез. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ.
В соответствии с ч.4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Допустим, если аттестация была в конце 2013 года, тогда спецоценку нужно будет проводить только в 2018 году. Это так называемый переходный период.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Количество показов: 1226
Источник: Госинспекция труда по Липецкой области