Вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
13 марта 2014г. 16:36
Общество
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.
В документе устанавливается, что специальная оценка условий труда (СОУТ) - это комплекс мероприятий по выявлению потенциально вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса. Проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателей.
Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры - аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда. Она предполагает переход от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Результаты СОУТ могут применяться в том числе для реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, обеспечения работников средствами защиты, установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; рассмотрения вопросов и разногласий работников и работодателей, связанных с обеспечением безопасных условий труда.
СОУТ проводится не реже одного раза в пять лет на рабочих местах работодателя в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой Минтрудом России, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные, к тому же, подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.
В частности, работник в праве:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Также работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же, при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.
В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.
Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.
ВАЖНО! В соответствии с ч.4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В документе устанавливается, что специальная оценка условий труда (СОУТ) - это комплекс мероприятий по выявлению потенциально вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса. Проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателей.
Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры - аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда. Она предполагает переход от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Результаты СОУТ могут применяться в том числе для реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, обеспечения работников средствами защиты, установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; рассмотрения вопросов и разногласий работников и работодателей, связанных с обеспечением безопасных условий труда.
СОУТ проводится не реже одного раза в пять лет на рабочих местах работодателя в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой Минтрудом России, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные, к тому же, подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.
В частности, работник в праве:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Также работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же, при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.
В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.
Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.
ВАЖНО! В соответствии с ч.4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Количество показов: 771
Источник: госинспекция труда по Липецкой области
13 марта 16:30