Старый мост в селе Княжая Байгора — достопримечательность Липецкой области
30 октября 2014г. 17:46
Общество
Его вполне можно назвать отцом всех железобетонных мостов страны и одной из самых интересных достопримечательностей Липецкой земли. За сотню лет он оброс легендами и получил народное признание. На старом мосту села Княжая Байгора побывала съемочная группа «Липецкого времени».
Княжая Байгора основана в конце 17-го века. Не было тогда ни Грязинского района, к которому она сейчас относится, ни Липецкой области. Когда-то это село было волостным центром Усманского уезда Тамбовской губернии и славилось на всю округу своим конным рынком. Село считалось крупным. В начале прошлого века, например, здесь жили больше 6-ти тысяч человек. Стояли 2 земские школы и одна церковно-приходская.
Говорят, до начала 19-го века здесь стояла деревянная церковь, но потом ее разобрали и перевезли в соседнюю Коробовку, а здесь поставили новую, каменную - Христорождественскую. В следующем году ей будет 200 лет.
Построили ее на деньги прихожан в стиле русского классицизма с вкраплениями позднего барокко. Храм с двумя престолами теперь – архитектурный памятник регионального значения и украшение Княжьей Байгоры.
До сих пор идут споры по поводу названия села. С Байгорой понятно – назвали по местной речке. А вот приставка Княжая до сих пор не разгадана. Говорят, то ли основал село человек с фамилией Князев, то ли какой-то князь.
Князья неподалеку и правда жили. Самый известный – Борис Вяземски, предводитель усманского уездного дворянства. А в прошлом – личный секретарь Столыпина. Этому селу он подарил удивительный мост через реку Байгору.
Железобетонный мост-красавец появился здесь в начале прошлого века и построил его известный саратовский инженер Грингоф всего за 3,5 месяца.
Мост построили в три пролета, по 15 метров каждый. Плюс береговые консоли по 2,5. Проезжую часть покрыли булыжником. Переправу поставили в 1911-ом году. И обошлась она Вяземскому в 20 тысяч рублей. По тем временам деньги немаленькие, а сегодня ей и вовсе цены нет. Эту конструкцию теперь можно считать прадедом всех железобетонных мостов страны. Грингоф одним из первых инженеров-мостостроителей стал использовать этот материал и не прогадал.
Мост стоит уже больше сотни лет. Местные уверены: простоит еще столько же. Крепкий, сделан на века.
Через 6 лет после открытия этот мост стал причиной смерти Вяземского. В 1917-ом году князь приказал разобрать железобетонную переправу. По одной версии - боялся крестьянских погромов, по другой - из-за того, чтобы отрезать путь тем, кто пас скот на его землях. Хотел себя обезопасить, а получилось – подлил масла в огонь.
Княжая Байгора основана в конце 17-го века. Не было тогда ни Грязинского района, к которому она сейчас относится, ни Липецкой области. Когда-то это село было волостным центром Усманского уезда Тамбовской губернии и славилось на всю округу своим конным рынком. Село считалось крупным. В начале прошлого века, например, здесь жили больше 6-ти тысяч человек. Стояли 2 земские школы и одна церковно-приходская.
Говорят, до начала 19-го века здесь стояла деревянная церковь, но потом ее разобрали и перевезли в соседнюю Коробовку, а здесь поставили новую, каменную - Христорождественскую. В следующем году ей будет 200 лет.
Построили ее на деньги прихожан в стиле русского классицизма с вкраплениями позднего барокко. Храм с двумя престолами теперь – архитектурный памятник регионального значения и украшение Княжьей Байгоры.
До сих пор идут споры по поводу названия села. С Байгорой понятно – назвали по местной речке. А вот приставка Княжая до сих пор не разгадана. Говорят, то ли основал село человек с фамилией Князев, то ли какой-то князь.
Князья неподалеку и правда жили. Самый известный – Борис Вяземски, предводитель усманского уездного дворянства. А в прошлом – личный секретарь Столыпина. Этому селу он подарил удивительный мост через реку Байгору.
Железобетонный мост-красавец появился здесь в начале прошлого века и построил его известный саратовский инженер Грингоф всего за 3,5 месяца.
Мост построили в три пролета, по 15 метров каждый. Плюс береговые консоли по 2,5. Проезжую часть покрыли булыжником. Переправу поставили в 1911-ом году. И обошлась она Вяземскому в 20 тысяч рублей. По тем временам деньги немаленькие, а сегодня ей и вовсе цены нет. Эту конструкцию теперь можно считать прадедом всех железобетонных мостов страны. Грингоф одним из первых инженеров-мостостроителей стал использовать этот материал и не прогадал.
Мост стоит уже больше сотни лет. Местные уверены: простоит еще столько же. Крепкий, сделан на века.
Через 6 лет после открытия этот мост стал причиной смерти Вяземского. В 1917-ом году князь приказал разобрать железобетонную переправу. По одной версии - боялся крестьянских погромов, по другой - из-за того, чтобы отрезать путь тем, кто пас скот на его землях. Хотел себя обезопасить, а получилось – подлил масла в огонь.
Количество показов: 5128
Источник: ТРК "Липецкое время"
30 октября 17:59
Комментарии:
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте!
|
В Лебедяни мост был построен саратовской фирмой "Инженер Грингоф и брат" годом раньше, в 1910 году (
|
| ||
| ||