Общественные поправки в ПДД, или где найти управу на электросамокаты
В Липецке обсудили обновление правил дорожного движения, в частности, в сфере регулирования средств индивидуальной мобильности
13 июля, во второй день регионального форума ОП РФ «Сообщество» в Липецке, состоялась дискуссия «Общественные поправки в ПДД. Средства индивидуальной мобильности (СИМ), их место в новых ПДД. Как влияют СИМ на жизнь жителей Липецкой области?» Модератор, зампред Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов задал направление дискуссии чуть более широкое, чем было заявлено в ее названии. Он напомнил, что ПДД в целом требуют переосмысления.
«Некоторые правила ПДД довольно громоздкие, другие уже не очень нужны. Например, я не понимаю, зачем в автошколе учил, с какой скоростью нужно санки волокуши перевозить через переезд. Но если мы сейчас начнем писать правила и пригласим экспертов, то получим в итоге тот же самый результат. Поэтому к изменениям нужно подойти с другой стороны», – сказал он.
Александр Холодов наметил самые болезненные вопросы в ПДД. Часть из них касалась будущего, другая часть – животрепещущего настоящего:
«Если обратиться к опыту Москвы, то у нас серьезная проблема с беспилотниками. Сейчас все это работает “на авось”. Никто не задумывается, что будет, если эта штука выедет на проезжую часть к машинам, а та в свою очередь заедет на тротуар к пешеходам. Кто будет за это отвечать? Пока не очень ясно. Другая проблема касается высокоскоростных магистралей. Есть идея еще больше ограничить скорость, а есть – наоборот, увеличить. Например, в Германии на таких магистралях вообще нет ограничений, и при этом с аварийностью у них все в порядке. Хочешь погонять – рули по магистрали в другой город. Предполагается, что любители погонять получат свое и будут прилежнее соблюдать скоростной режим в городе».
Максим Абрамов, заместитель начальника управления ГИБДД по Липецкой области, перешел к болезненной теме – СИМам:
«У нас есть возможность открыть новую главу в ПДД. Сейчас необходимость отнести электросамокаты к какой-либо категории вызывает затруднения. Практика показывает, что водители СИМ в отсутствии правовой регламентации ведут себя как пешеходы. Тем не менее, такая регламентация необходима. В 2021 году в РФ погибло 20 человек в ДТП с участием СИМ и получили ранения около 700. Электросамокаты – преимущественно городское средство передвижения. Наибольшее их количество сосредоточено в больших городах, где они создают угрозу для пешеходов. Однако отказаться от них невозможно, запретить – глупо. Можно лишь закрепить их статус законодательно».
Александр Холодов, в свою очередь, привел в пример опыт Татарстана по отношению к электосамокатам:
«Захотели поймать пьяных на СИМах. Четыре человека лишились за такое управление прав, а пятый с помощью адвоката доказал, что управлял не транспортным средством, и остался безнаказанным. Проблема в том, что мы не можем понять: что такое электросамокат? Мы даже аварию оформить не можем как ДТП – все равно, что два пешехода лбами столкнулись. ОП РФ вообще предложила жесткий вариант для этого: все, что с двигателем, должно считаться транспортным средством».
Взгляд ученого на проблему представил Андрей Борисов, ведущий эксперт института транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:
«Средства индивидуальной мобильности – непривычная неизбежность. Кстати, с автомобилями было также, когда-то их тоже хотели запретить. Сейчас по городу катается более 150 000 электросамокатов без учета частных. Исследований по этому транспорту крайне мало. Но мы знаем, что в травпункты обращается много людей, пострадавших во время управления электросамокатами. Я провел небольшой опрос среди пользователей СИМами. Большинство считают, что этот транспорт удобен, быстр, а также дает дополнительный бонус в виде возможности управления в нетрезвом виде. Электросамокаты дарят гражданам высокую мобильность – нажал кнопку и поехал. Объем поездок на них растет аршинными темпами».
В летний период СИМы стали головной болью для всех городских властей. Чем особенно досаждают СИМы жителям Липецка рассказал Павел Стежин, зампредседателя департамента дорожного хозяйства Липецкой области. Он также отметил, что управление в нетрезвом виде вызывает большую тревогу за безопасность горожан. Много вопросов и к несовершеннолетним «за рулем», а также разгон электросамокатов до 25 км/ч в парковых зонах:
«Распространение СИМов показывает их востребованность. Это мобильно и экологично. Они произвели революцию в передвижении по городу. Но культура пользования самокатами пока только должна зародиться».
Екатерина Пинаева, депутат Липецкого горсовета, напротив, привела примеры городов, которые не стали ждать формирования культуры, а взяли в свои руки регламентацию пользования СИМами. Эти меры она оправдала тем, что количество несчастных случаев растет с той же скоростью, что и количество новых пользователей:
«Ряд городов решили ввести места, где запрещены электросамокаты. Санкт-Петербург закрыл для них некоторые общественные места. Казань ввела полный запрет на использование СИМов на 39 городских участках».
ОП РФ приглашает всех заинтересованных россиян высказать свои идеи по поводу реформирования ПДД, перейдя по ссылке. https://www.oprf.ru/detail_project/39 Предложения будут проанализированы, систематизированы и переданы в органы законодательной и исполнительной власти.
Телеграм-канал «Общественные поправки в ПДД»
Форум «Сообщество» — это открытая площадка для диалога между чиновниками, предпринимателями, гражданскими активистами, представителями НКО и просто неравнодушными людьми. Его главная задача — выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников. В том числе по итогам выработанных во время форума предложений эксперты подготовят доклад ОП о состоянии гражданского общества в России, который впоследствии будет представлен главе государства.