Наталья Соловьёва: «YouTube превратился в инструмент информационной войны»
13 апреля 2022г. 18:00
Общество
Продолжая тему возможной блокировки видеохостинга на территории России, хотим привести мнение еще одного эксперта. Своим взглядом на действия владельцев YouTube поделилась психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины» Липецкого филиала РАНХиГС:
«Думаю, что все согласятся с тем, что движение современного общества от индустриального к информационному сопровождается лавинообразным увеличением количества информации во всех сферах деятельности. Информационная грамотность – день вчерашний, если рассуждать об объёмах и способах накопления знаний. Индивидуальные потребности в информации, умение её находить и неоднократно использовать, управление информационными потоками, свободное владение компьютером в настоящее время присуще большинству людей, но у многих ли сформирована способность критически осмыслять эту информацию?
Критическое мышление ориентировано не на накопление и даже не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. Получаемые факты подвергаются тщательному анализу и осмыслению, оценивается правдоподобность поступающей информации и делаются выводы о её истинности. Более того, критически мыслящие люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные факты, и обнаруживать собственные ошибочные заблуждения.
Наверное, все мы думаем, что умеем мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей. Мы склонны опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной или навязанной извне точки зрения, чтобы снизить уровень стресса, часто считаем более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для нас самих, нетребовательны к аргументации, непоследовательны и бессистемны. Я бы сказала, что подавляющее большинство людей ведут себя как дети, глотая все подряд и превращая свою голову в свалку ненужной и часто вредной информации, чем целенаправленно пользуются специально настроенные на разрушение мировоззрения информационные каналы. К сожалению, одним из таких инструментов стал YouTube. Имея миллионы пользователей и возможность манипулировать сознанием масс, он превратился в инструмент информационной войны, направленный на людей, не способных быстро анализировать информацию, оценивая её адекватность и достоверность», - отметила Соловьёва.
Как мы видим на практике, о достоверности и адекватности можно говорить всё меньше. Каналы российских СМИ уже заблокированы, под запрет видеохостинга попал и официальный канал Госдумы РФ. При этом антироссийского и откровенно экстремистского контента наоборот – все больше.
«Что делать в сложившейся ситуации? Я думаю, что стоит развивать критическое мышление. Критически мыслящий человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности, старается получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения. Осмысливая информацию, задает себе простые вопросы. Например, такие как: «С какой целью я это сейчас изучаю? Что и откуда мне уже известно? Что я упускаю из виду? Кто автор данной статьи? С какой целью написана и опубликована статья?».
Манипуляции сознанием вовсе не новый подход в психологии и YouTube не первый и не единственный «деятель». Надеюсь, что тот полезный и важный информационный контент, который есть в этом видеохостинге, в конечном счёте пересилит, ну а если нет – «Прощай!», - подытожила Наталья Соловьёва.
«Думаю, что все согласятся с тем, что движение современного общества от индустриального к информационному сопровождается лавинообразным увеличением количества информации во всех сферах деятельности. Информационная грамотность – день вчерашний, если рассуждать об объёмах и способах накопления знаний. Индивидуальные потребности в информации, умение её находить и неоднократно использовать, управление информационными потоками, свободное владение компьютером в настоящее время присуще большинству людей, но у многих ли сформирована способность критически осмыслять эту информацию?
Критическое мышление ориентировано не на накопление и даже не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. Получаемые факты подвергаются тщательному анализу и осмыслению, оценивается правдоподобность поступающей информации и делаются выводы о её истинности. Более того, критически мыслящие люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные факты, и обнаруживать собственные ошибочные заблуждения.
Наверное, все мы думаем, что умеем мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей. Мы склонны опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной или навязанной извне точки зрения, чтобы снизить уровень стресса, часто считаем более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для нас самих, нетребовательны к аргументации, непоследовательны и бессистемны. Я бы сказала, что подавляющее большинство людей ведут себя как дети, глотая все подряд и превращая свою голову в свалку ненужной и часто вредной информации, чем целенаправленно пользуются специально настроенные на разрушение мировоззрения информационные каналы. К сожалению, одним из таких инструментов стал YouTube. Имея миллионы пользователей и возможность манипулировать сознанием масс, он превратился в инструмент информационной войны, направленный на людей, не способных быстро анализировать информацию, оценивая её адекватность и достоверность», - отметила Соловьёва.
Как мы видим на практике, о достоверности и адекватности можно говорить всё меньше. Каналы российских СМИ уже заблокированы, под запрет видеохостинга попал и официальный канал Госдумы РФ. При этом антироссийского и откровенно экстремистского контента наоборот – все больше.
«Что делать в сложившейся ситуации? Я думаю, что стоит развивать критическое мышление. Критически мыслящий человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности, старается получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения. Осмысливая информацию, задает себе простые вопросы. Например, такие как: «С какой целью я это сейчас изучаю? Что и откуда мне уже известно? Что я упускаю из виду? Кто автор данной статьи? С какой целью написана и опубликована статья?».
Манипуляции сознанием вовсе не новый подход в психологии и YouTube не первый и не единственный «деятель». Надеюсь, что тот полезный и важный информационный контент, который есть в этом видеохостинге, в конечном счёте пересилит, ну а если нет – «Прощай!», - подытожила Наталья Соловьёва.
Количество показов: 536
Источник:
14 апреля 07:58
14 апреля 08:32