Чтобы социальный проект получил финансовую поддержку, он должен быть результативным
14 июля 2015г. 16:59
Общество
На днях в Липецк приезжала президент Института проблем гражданского общества Мария Слободская. Мария Александровна встретилась с представителями некоммерческих организаций и провела семинар, на котором учила собравшихся создавать социальные проекты. Такие, которые могут получить финансовую поддержку, быть конкурентоспособным и реально действующим. Секретами успешного проекта Мария Александровна поделилась в студии «Липецк FM».
- Каким должен быть социальный проект, чтобы получить грант и чтобы реализоваться?
- Самое главное он должен быть результативным. Если некоммерческая организация видит недостаточность в чём-то: например, в заботе об инвалидах. Или если некоммерческая организация считает, что не слишком хорошо обстоят дела с экологией в регионе, или мало образовательных учреждений, то НКО хочет ситуацию изменить. Либо создать структуры, которые будут решать проблемы, либо подействовать на уже существующие организации, чтобы они работали эффективнее. Это суть проекта. Если проект результата не имеет, то он не нужен. Для того, чтобы получить финансирование, НКО должна не просто что-то там делать, а работать на конкретный результат, видеть его впереди. Есть довольно много организаций, которые делают полезную, важную работу. Например, они где-то берут деньги и покупают на них подарки бедным людям к Новому году. Это хорошо. Но дело в том, что это никакой не проект. Потому что ты раздал набор еды, люди его съели и нужен новый набор еды, новый, новый… Но в положении этих людей ничего не меняется. Проект – это когда в положении этого бедного человека что-то поменяется. В идеале – он должен перестать нуждаться в дополнительном наборе питания. Это и есть смысл и цель проекта.
- Расскажите о положительных примерах социальных проектов, чтобы мы понимали, как надо действовать.
- Мне очень нравится опыт одной региональной организации. Ребята попросили денег на установку велостоянок в городе рядом с крупными магазинами. Зачем им это было нужно? Дело в том, что в этом городе все ездили на очень плохих машинах - регион бедный. Машины были просто сплошными коптителями неба, самые вонючие, на очень плохом бензине. При этом на территории города работало предприятие, которые выпускало велосипеды. Но в тот момент находилось в упадническом состоянии, так как продукция спросом не пользовалось. Когда организация попросила деньги на установку велопарковок, она пыталась добиться нескольких интересных эффектов. Во-первых, пропагандируя здоровый образ жизни, пересадить часть населения с коптящих машин на велосипеды, улучшить экологию и, конечно, наладить ситуацию на предприятии, которое велосипеды и выпускало. То есть, представьте, всего лишь 260 тысяч на велостоянки и какой эффект: здоровые люди, хорошая экология и работа предприятия! И у организации все получилось! Они развели бешеную пропаганду ЗОЖ, люди стали покупать местные недорогие велосипеды, а старые машины утилизировали.
- А какие проекты вам представили в Липецке? Вы были здесь ранее, 17 лет назад, знакомились с представителями некоммерческих организаций… Как изменилась ситуация с тех пор и изменилась ли вообще?
- Наша организация финансировала несколько липецких проектов за последнее время. Если мы их отобрали, значит, они получили действительно высокую оценку конкурсной комиссии. Я сегодня посмотрела на количество народа, которое пришло, и была приятно удивлена. Очень многие хотят учиться делать именно проекты. Общественные организации пытаются перейти на новый формат. Уйти от этого - «мы хорошие, мы делаем полезную работу, дайте нам денег». Они понимают, что это уже история, которая была давно. Сейчас она заканчивается. Содержать организации никто не должен. Хотя то количество денег, которое выделяет государство на поддержку, растёт из года в год. В 2007 году из федерального бюджета было выделено 500 миллионов рублей. В этом году только по президентскому конкурсу – 4, 5 млрд. рублей. Но, конечно, растёт и конкуренция. Я вижу, что липецкие организации овладевают проектной культурой. Тем более, что у вас работает центр поддержки НКО, семинары проводятся, в доступе много методической литературы. Разными средствами культура НКО повышается.
- Какой процент некоммерческих организаций получает гранты?
- Примерно каждая пятая организация из подавших заявки получает гранты. Средняя сумма – 1 миллион и более. Поддержка есть. Нужно правильно обращаться, учиться это делать.
- С каждым годом появляется все больше НКО, о них больше говорят, проекты становятся интереснее. А мошенники в этой сфере есть?
- Проект подделать практически невозможно. Но, к сожалению, как и везде, есть нечестные люди. Или можно их назвать – культурные мошенники. Они «проедают» полученные деньги от спонсоров, например, или от государства. И не приносят никакой пользы. Они обеспечивают себе офис, зарплату. Но ту ерунду, которые они делают, нельзя назвать продуктом. Повлиять на них нельзя. Надо просто внимательно рассматривать организации, которые подают заявки на гранты. И уметь отличать реально работающих от «мифологов». По счастью, таких людей небольшая часть. Больше реально работающих организаций.
- Липецк – не единственный город, который вы посетили с семинарами. Вы регулярно ездите по России с обучающими программами?
- Да, выезды бывают, хотя не очень регулярные. А вот в Липецк я приехала по весьма интересному поводу. У нашего Института был свой собственный негрантовый конкурс на предпроектную идею. Мы предложили музеям, библиотекам и некоммерческим организациям поучаствовать в нем. Никаких денег мы не давали. Липецкие организации участвовали в этом конкурсе. И организация Задонска «Элегия» заняла одно из трёх призовых мест. Это музей. При нем есть аптекарский огород. Работники музея всех обучают – чем полезны эти растения. Их новый проект – проводить балы в старинных особняках. Одной из наград в нашем конкурсе был семинар в регионе-победителе. Так что мой приезд случился, благодаря Задонску.
- Советы для уже существующих некоммерческих организаций и для тех, кто только задумал проект, но пока не решается или не знает, как его реализовать.
- Если у вас нет денег, но они вам нужны, вы, научившись разрабатывать проекты, всегда можете получить средства. Всем нужны проекты. Где их взять? Не знает никто, у кого есть деньги. Так что учитесь и подавайте заявки. Это первое. Второе – не надо бояться ни в чем участвовать. Неважно, будете ли вы получать гранты или нет. Вы получите опыт и научитесь писать проекты грамотно. И еще – если вы участвуете в конкурсах, а вам всё не дают и не дают поддержки, не всегда нужно говорить – «ах, какие они нехорошие, не понимают, какой я прекрасный!» Нужно попробовать обратить внимание на себя и подумать – почему же моя прекрасная мысль не пользуется поддержкой…и тогда все будет хорошо!
- Каким должен быть социальный проект, чтобы получить грант и чтобы реализоваться?
- Самое главное он должен быть результативным. Если некоммерческая организация видит недостаточность в чём-то: например, в заботе об инвалидах. Или если некоммерческая организация считает, что не слишком хорошо обстоят дела с экологией в регионе, или мало образовательных учреждений, то НКО хочет ситуацию изменить. Либо создать структуры, которые будут решать проблемы, либо подействовать на уже существующие организации, чтобы они работали эффективнее. Это суть проекта. Если проект результата не имеет, то он не нужен. Для того, чтобы получить финансирование, НКО должна не просто что-то там делать, а работать на конкретный результат, видеть его впереди. Есть довольно много организаций, которые делают полезную, важную работу. Например, они где-то берут деньги и покупают на них подарки бедным людям к Новому году. Это хорошо. Но дело в том, что это никакой не проект. Потому что ты раздал набор еды, люди его съели и нужен новый набор еды, новый, новый… Но в положении этих людей ничего не меняется. Проект – это когда в положении этого бедного человека что-то поменяется. В идеале – он должен перестать нуждаться в дополнительном наборе питания. Это и есть смысл и цель проекта.
- Расскажите о положительных примерах социальных проектов, чтобы мы понимали, как надо действовать.
- Мне очень нравится опыт одной региональной организации. Ребята попросили денег на установку велостоянок в городе рядом с крупными магазинами. Зачем им это было нужно? Дело в том, что в этом городе все ездили на очень плохих машинах - регион бедный. Машины были просто сплошными коптителями неба, самые вонючие, на очень плохом бензине. При этом на территории города работало предприятие, которые выпускало велосипеды. Но в тот момент находилось в упадническом состоянии, так как продукция спросом не пользовалось. Когда организация попросила деньги на установку велопарковок, она пыталась добиться нескольких интересных эффектов. Во-первых, пропагандируя здоровый образ жизни, пересадить часть населения с коптящих машин на велосипеды, улучшить экологию и, конечно, наладить ситуацию на предприятии, которое велосипеды и выпускало. То есть, представьте, всего лишь 260 тысяч на велостоянки и какой эффект: здоровые люди, хорошая экология и работа предприятия! И у организации все получилось! Они развели бешеную пропаганду ЗОЖ, люди стали покупать местные недорогие велосипеды, а старые машины утилизировали.
- А какие проекты вам представили в Липецке? Вы были здесь ранее, 17 лет назад, знакомились с представителями некоммерческих организаций… Как изменилась ситуация с тех пор и изменилась ли вообще?
- Наша организация финансировала несколько липецких проектов за последнее время. Если мы их отобрали, значит, они получили действительно высокую оценку конкурсной комиссии. Я сегодня посмотрела на количество народа, которое пришло, и была приятно удивлена. Очень многие хотят учиться делать именно проекты. Общественные организации пытаются перейти на новый формат. Уйти от этого - «мы хорошие, мы делаем полезную работу, дайте нам денег». Они понимают, что это уже история, которая была давно. Сейчас она заканчивается. Содержать организации никто не должен. Хотя то количество денег, которое выделяет государство на поддержку, растёт из года в год. В 2007 году из федерального бюджета было выделено 500 миллионов рублей. В этом году только по президентскому конкурсу – 4, 5 млрд. рублей. Но, конечно, растёт и конкуренция. Я вижу, что липецкие организации овладевают проектной культурой. Тем более, что у вас работает центр поддержки НКО, семинары проводятся, в доступе много методической литературы. Разными средствами культура НКО повышается.
- Какой процент некоммерческих организаций получает гранты?
- Примерно каждая пятая организация из подавших заявки получает гранты. Средняя сумма – 1 миллион и более. Поддержка есть. Нужно правильно обращаться, учиться это делать.
- С каждым годом появляется все больше НКО, о них больше говорят, проекты становятся интереснее. А мошенники в этой сфере есть?
- Проект подделать практически невозможно. Но, к сожалению, как и везде, есть нечестные люди. Или можно их назвать – культурные мошенники. Они «проедают» полученные деньги от спонсоров, например, или от государства. И не приносят никакой пользы. Они обеспечивают себе офис, зарплату. Но ту ерунду, которые они делают, нельзя назвать продуктом. Повлиять на них нельзя. Надо просто внимательно рассматривать организации, которые подают заявки на гранты. И уметь отличать реально работающих от «мифологов». По счастью, таких людей небольшая часть. Больше реально работающих организаций.
- Липецк – не единственный город, который вы посетили с семинарами. Вы регулярно ездите по России с обучающими программами?
- Да, выезды бывают, хотя не очень регулярные. А вот в Липецк я приехала по весьма интересному поводу. У нашего Института был свой собственный негрантовый конкурс на предпроектную идею. Мы предложили музеям, библиотекам и некоммерческим организациям поучаствовать в нем. Никаких денег мы не давали. Липецкие организации участвовали в этом конкурсе. И организация Задонска «Элегия» заняла одно из трёх призовых мест. Это музей. При нем есть аптекарский огород. Работники музея всех обучают – чем полезны эти растения. Их новый проект – проводить балы в старинных особняках. Одной из наград в нашем конкурсе был семинар в регионе-победителе. Так что мой приезд случился, благодаря Задонску.
- Советы для уже существующих некоммерческих организаций и для тех, кто только задумал проект, но пока не решается или не знает, как его реализовать.
- Если у вас нет денег, но они вам нужны, вы, научившись разрабатывать проекты, всегда можете получить средства. Всем нужны проекты. Где их взять? Не знает никто, у кого есть деньги. Так что учитесь и подавайте заявки. Это первое. Второе – не надо бояться ни в чем участвовать. Неважно, будете ли вы получать гранты или нет. Вы получите опыт и научитесь писать проекты грамотно. И еще – если вы участвуете в конкурсах, а вам всё не дают и не дают поддержки, не всегда нужно говорить – «ах, какие они нехорошие, не понимают, какой я прекрасный!» Нужно попробовать обратить внимание на себя и подумать – почему же моя прекрасная мысль не пользуется поддержкой…и тогда все будет хорошо!
Количество показов: 734
Источник: "Липецк FM"
14 июля 17:07