Болонская система образования: чем обернется отказ для России?
28 июня 2022г. 11:42
Общество
Разговоров на эту тему сейчас много, студенты и родители переживают, что после выхода из Болонской системы российские выпускники вузов не смогут работать в иностранных компаниях, так как дипломы за территорией страны окажутся «недействительными». Однако это не совсем так. Своим мнением поделился директор Липецкого филиала РАНХиГС Александр Моисеев:
«Вопрос об отказе России от Болонской системы образования не предполагает однозначного ответа. С одной стороны, двухуровневая система (бакалавриат - магистратура) имеет целью расширение образовательных возможностей российских студентов и студентов из стран-членов Болонского соглашения в плане академической мобильности (академического обмена) и в дальнейшем (после окончания вуза) профессиональной мобильности, ориентированной, прежде всего, на страны Европы и США. Потенциально предусматривалась возможность трудоустройства за рубежом без подтверждения диплома (за счет европейского приложения к российскому документу о высшем образовании).
Расширялись возможности и взаимной академической мобильности, а также трудоустройства научно-педагогических работников стран-участниц соглашения: россиян в странах Европы и США, европейцев и американцев – в России.
Эти аспекты в определенной степени призваны способствовать расширению взаимных возможностей в расширении и углублении взаимодействия и интеграции в сферах образования, культуры, вопросах социально-экономического и политического развития.
Кроме того, двухуровневая система бакалавриата и магистратуры — это удобный вариант для получения второго или дополнительного высшего образования, а также для смены направления подготовки в рамках образовательной траектории студента. Эта система действительно даёт широкие возможности получать два высших образования за более короткий срок.
С другой стороны, опыт работы российских вузов в рамках двухуровневой системы высшего образования показал, что возможности автоматического признания российских дипломов в странах Европы и США носили зачастую номинальный характер и не всегда гарантировали трудоустройство выпускников российских вузов в этих странах в соответствии с направлением подготовки и уровнем полученного образования. Причинами для этого могли являться как объективные (уровень безработицы, спад экономического развития, влияние миграционных процессов, пандемии, сложность политических взаимоотношений и т.п.), так и субъективные факторы (недоверие европейских и американских работодателей к качественному уровню подготовки российских студентов, проявления русофобских настроений в западном обществе, различия в менталитете россиян, европейцев и американцев и т.д.).
Возможность трудоустройства без процедуры подтверждения документов о высшем образовании выпускников российских вузов в европейских странах и США способствовали и «утечке мозгов» из России, причем это касается, в первую очередь, молодых и высококвалифицированных российских специалистов в наиболее перспективных отраслях экономики, что имеет негативные последствия для отечественной экономики и науки.
Следует учесть, что выход России из Болонской системы не исключает и не сокращает возможности тесного взаимодействия в образовательной сфере и вопросах трудоустройства между нашей страной и странами Азии, Африки, Латинской Америки, не являющимися участниками данного соглашения, то есть произойдет переориентация в этом вопросе на другие страны и регионы. С учетом серьезных геополитических изменений, происходящих в современном мире в последние годы и ростом потенциала этих регионов (особенно Китая, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Тайланда, Бразилии и др.), возможности выпускников российских вузов в трудоустройстве за границей могут быть значительно расширены.
Кроме того, образовательная система, основанная исключительно на программах специалитета, была более понятна широкому кругу граждан России, поскольку по программе специалитета студент получал полный курс знаний, необходимых в будущей профессии, а уровень подготовки бакалавра традиционно вызывал осторожное отношение как у работодателей, так и заказчиков образовательной услуги и их родителей в связи с «незавершенностью» высшего образования выпускников этого уровня. Вызывал вопросы и уровень соотношения профессиональной компетентности бакалавра и магистра.
В целом можно отметить, что при реформировании системы российского образования необходимо учитывать положительный опыт и наработки и двухуровневой системы образования, и системы специалитета:
- расширение перечня образовательных программ уровня специалитета с учетом перспектив развития отечественной экономики, в частности проблем импортозамещения;
- расширение возможностей академической мобильности со странами Азии, Африки, Латинской Америки;
- сохранение принципов непрерывности и индивидуализации образования для граждан;
- расширение возможностей трудоустройства выпускников вузов внутри страны», - подытожил эксперт.
«Вопрос об отказе России от Болонской системы образования не предполагает однозначного ответа. С одной стороны, двухуровневая система (бакалавриат - магистратура) имеет целью расширение образовательных возможностей российских студентов и студентов из стран-членов Болонского соглашения в плане академической мобильности (академического обмена) и в дальнейшем (после окончания вуза) профессиональной мобильности, ориентированной, прежде всего, на страны Европы и США. Потенциально предусматривалась возможность трудоустройства за рубежом без подтверждения диплома (за счет европейского приложения к российскому документу о высшем образовании).
Расширялись возможности и взаимной академической мобильности, а также трудоустройства научно-педагогических работников стран-участниц соглашения: россиян в странах Европы и США, европейцев и американцев – в России.
Эти аспекты в определенной степени призваны способствовать расширению взаимных возможностей в расширении и углублении взаимодействия и интеграции в сферах образования, культуры, вопросах социально-экономического и политического развития.
Кроме того, двухуровневая система бакалавриата и магистратуры — это удобный вариант для получения второго или дополнительного высшего образования, а также для смены направления подготовки в рамках образовательной траектории студента. Эта система действительно даёт широкие возможности получать два высших образования за более короткий срок.
С другой стороны, опыт работы российских вузов в рамках двухуровневой системы высшего образования показал, что возможности автоматического признания российских дипломов в странах Европы и США носили зачастую номинальный характер и не всегда гарантировали трудоустройство выпускников российских вузов в этих странах в соответствии с направлением подготовки и уровнем полученного образования. Причинами для этого могли являться как объективные (уровень безработицы, спад экономического развития, влияние миграционных процессов, пандемии, сложность политических взаимоотношений и т.п.), так и субъективные факторы (недоверие европейских и американских работодателей к качественному уровню подготовки российских студентов, проявления русофобских настроений в западном обществе, различия в менталитете россиян, европейцев и американцев и т.д.).
Возможность трудоустройства без процедуры подтверждения документов о высшем образовании выпускников российских вузов в европейских странах и США способствовали и «утечке мозгов» из России, причем это касается, в первую очередь, молодых и высококвалифицированных российских специалистов в наиболее перспективных отраслях экономики, что имеет негативные последствия для отечественной экономики и науки.
Следует учесть, что выход России из Болонской системы не исключает и не сокращает возможности тесного взаимодействия в образовательной сфере и вопросах трудоустройства между нашей страной и странами Азии, Африки, Латинской Америки, не являющимися участниками данного соглашения, то есть произойдет переориентация в этом вопросе на другие страны и регионы. С учетом серьезных геополитических изменений, происходящих в современном мире в последние годы и ростом потенциала этих регионов (особенно Китая, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Тайланда, Бразилии и др.), возможности выпускников российских вузов в трудоустройстве за границей могут быть значительно расширены.
Кроме того, образовательная система, основанная исключительно на программах специалитета, была более понятна широкому кругу граждан России, поскольку по программе специалитета студент получал полный курс знаний, необходимых в будущей профессии, а уровень подготовки бакалавра традиционно вызывал осторожное отношение как у работодателей, так и заказчиков образовательной услуги и их родителей в связи с «незавершенностью» высшего образования выпускников этого уровня. Вызывал вопросы и уровень соотношения профессиональной компетентности бакалавра и магистра.
В целом можно отметить, что при реформировании системы российского образования необходимо учитывать положительный опыт и наработки и двухуровневой системы образования, и системы специалитета:
- расширение перечня образовательных программ уровня специалитета с учетом перспектив развития отечественной экономики, в частности проблем импортозамещения;
- расширение возможностей академической мобильности со странами Азии, Африки, Латинской Америки;
- сохранение принципов непрерывности и индивидуализации образования для граждан;
- расширение возможностей трудоустройства выпускников вузов внутри страны», - подытожил эксперт.
Количество показов: 257
Источник: